Русская версияEnglish version

  • Show4
  • mountains.jpg

История подводных сил ВМФ России: к 110-летию основания

Центральная военно-морская библиотека представляет книжную выставку, посвященную дореволюционным изданиям по истории подводных сил Военно-Морского Флота России. К проектированию подводных лодок Морское министерство России приступило в 1900 г. Изучив иностранный опыт, решено было строить ПЛ силами отечественных инженеров. Для этого была образована комиссия для разработки проекта погружающегося судна для береговой обороны. В ее состав вошли старший помощник судостроителя И.Г. Бубнов, старший инженер-механик И.С. Горюнов и лейтенант М.Н. Беклемишев. Результатом работы стала подводная лодка «Дельфин» (миноносец № 150) – первая ПЛ, официально зачисленная в списки кораблей Российского флота (1902 г.). Однако именно с 1906 года, с подписания императором Николаем II специального указа о создании особого класса кораблей – подводных лодок, принято вести отсчет их истории. Центральная военно-морская библиотека владеет уникальными книгами по истории отечественного подводного кораблестроения. Особо ценные из них изданы до революции. В книгах раскрываются история создания ПЛ, принципы проектирования, достоинства и недостатки этого нового (для начала ХХ века) типа военных кораблей. Издания снабжены многочисленными иллюстрациями, схемами, графиками, отражающими дерзновения инженерной мысли создателей подводных лодок тех далеких лет. Нельзя не обратить внимание на эмоциональную составляющую этих, казалось бы, технических по содержанию книг. В некоторых из них красной нитью проходит горечь от поражения отечественного флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Авторы видели причину в отсталости технической оснащенности и недостатке выучки личного состава; анализировали обстоятельства, мешавшие успешному строительству и применению российских ПЛ. Отдельные авторы критически высказывались по поводу существующей концепции развития российского подводного флота. В то же время некоторые с оптимизмом смотрели в будущее, надеясь на мирное использование лодок в торговом и пассажирском подводном мореходстве, даже в полярных водах. Ознакомившись с содержанием книг, можно проследить не только за технической эволюцией в создании ПЛ, но и за критическими взглядами, сомнениями, надеждами авторов начала ХХ века, которым довелось первыми рассказать своим соотечественникам о передовом воплощении инженерной и военной мысли – подводных лодках.

Адамович, Н.И. Подводные лодки. Их устройство и история / Н.И. Адамович. – СПб. : Изд. Н.И. Базлова, 1905. – [5], 159, [4] c. : ил.

Книга разделена на главы, из содержания которых можно узнать о подводных лодках до конца XVIII столетия, подводном плавании в XVIII веке, французских ПЛ «Губэ», «Жимнот», «Густав Зеле», немецкой ПЛ Бауера, ПЛ Норденфельда и др., использовании ПЛ в эпоху Крымской кампании, Гражданской войны в Америке, о подводном судоходстве в государствах Европы, условиях и требованиях, предъявляемых к подводным судам. Издание снабжено многочисленными иллюстрациями, фотографиями, схемами, портретами изобретателей подводных лодок, формулами. В конце приведен указатель имен строителей, упоминаемых в книге.


Виноградов. Краткий очерк развития подводного плавания в России и за границею / Виноградов. – СПб. : Тип. Мор. м-ва, 1908. – 27 с. : ил. – (XI-й Международный судоходный конгресс. Сборник кратких сведений по Морскому ведомству).

Автор всесторонне подходит к раскрытию темы, данной в заглавии. История изобретения, причины вначале медленного, а затем неудержимо быстрого роста подводных флотов как в России, так и во всех цивилизованных странах рассматриваются через призму общего технического прогресса. Виноградов подробно рассматривает технические характеристики подводных лодок, их основные достоинства и отрицательные стороны, с которыми пришлось бороться изобретателям, и все это в хронологии событий мировой истории подводного плавания. Книга снабжена фотографиями, на которых запечатлены английская подводная лодка, принимающая запас бензина, спуск американской подводной лодки, русская подводная лодка в доке. Имеется график численности подводных лодок с 1900 до 1908 г. в России, Англии, Франции и Северо-Американских Соединенных Штатах.


Дебу, К. Подводное плавание. История подводного плавания, современные успехи техники субмарин и значение их в военно-морском деле и для научных изысканий / К. Дебу. – СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1905. – 223 с. : ил.

Автор рассказывает о средствах передвижения человека под водой от первых попыток подводного плавания до начала ХХ века. Значительная часть издания посвящена выдающимся изобретателям подводных лодок: Бушнелю, Фультону, Бауеру, Александровскому, Джевецкому, Норденфельду, Форесту, Голланду. Автор анализирует состояние подводного флота Европы и Америки, тактику военных действий подводных миноносцев, вопросы строительства и обитаемости подводных лодок. Издание снабжено большим количеством иллюстраций, фотографий и схем.


Дмитриев, В.И. Подводная лодка «Сиг»: описание и инструкции / В.И. Дмитриев ; Учеб. отряд подвод. плавания. – Либава : Типолитогр. «Либавский Вестник», 1909. – 36 с. : черт.

Книга написана для слушателей Учебного отряда подводного плавания. В издании представлены: общее описание данной ПЛ, ее основные технические характеристики, инструкции по погружению и всплытию, стрельбе минами, особенности ухода за аккумуляторной батареей и перископом. В приложениях приведены расписание нижних чинов ПЛ «Сиг» по заведыванию частями и расчеты для всплытия при повреждении и затоплении командирской рубки.


Келле, Э. Подводные лодки в России в 1904-1905 гг. / Э. Келле. – Л., 1934. – 28 с. : табл.

Данное издание является отдельным оттиском из журнала «Морской сборник» (№ 11, 12 за 1934 год). Автор освещает тему роли подводных лодок в Русско-японской войне 1904-1905 гг., особенно в Цусимском сражении. Именно в нем выявилась отсталость технической оснащенности российского флота и выучки личного состава. Особое внимание Э. Келле уделяет строительству подлодок в России во время войны. Рассматриваются причины, мешавшие успешному строительству подводных лодок. Это не только технические и организационные недостатки русской судостроительной промышленности, но и политическая подоплека – частые забастовки рабочих, тормозивших постройку «для русского империализма первых лодок». Автор также приводит сведения о заказах на постройку и покупке подлодок за границей.


Нефедов, Г.Ф. Какие подводные лодки нужны России. Сообщение первое : общие соображения / Г.Ф. Нефедов. – СПб., 1904. – 16 с.

Одна из первых книг о подводных плавательных аппаратах, изданных в Российской империи в начале XX века. Тактико-технические данные лодок автор изучает на примере испытаний французской подводной лодки “Gymnote” («Жимнот»). Рассматривается как военное, так и возможное мирное использование лодок. Автор надеется, что «будет дан толчок совершенно новому типу мореплавания – зимнему торговому и пассажирскому подводному мореходству в замерзающих морях достаточной глубины и, быть может, и плаванию в полярных водах».


Описание подводных лодок типа «Касатка» / Балт. судостроит. и механ. з-д Мор. ведомства. – СПб. : Тип. Мор. м-ва, 1909. – 23 с.


Чертежи к описанию подводной лодки типа «Касатка». – СПб. : Тип. Мор. м-ва, 1909. – 12 л. черт.

В начале XX века военно-морское командование и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости введения подводных лодок в состав флота. Проанализировав состояние подводного кораблестроения в Европе и США, было решено создать боевые подводные лодки силами русских кораблестроителей. На Балтийском судостроительном и механическом заводе Морского ведомства началось строительство первых подводных лодок по проекту корабельного инженера И.Г. Бубнова и лейтенанта М.Н. Беклемишева. В книге «Описание подводных лодок типа «Касатка» кратко передана предыстория создания и общее понятие о ПЛ этого типа: технические параметры корпуса, бензиновой проводки, водоотливного трубопровода, воздухопровода и компрессоров; характеристика минного аппарата. Отдельной книгой были изданы «Чертежи к описанию подводной лодки типа «Касатка».


Подводная лодка «Акула» / Балт. судостроит. и механ. з-д Мор. ведомства. – СПб. : Тип. Мор. м-ва, 1912. – 125 с. : табл.


Подводная лодка «Минога» : описание / сост. А.А. Кочетов ; Балт. судостроит. и механ. з-д Мор. ведомства. – СПб. : Тип. Мор. м-ва, 1910. – 137 с.

В феврале 1906 г. Балтийскому заводу был выдан заказ на строительство малой (прибрежной) подводной лодки «Минога» и большой (крейсерской) подводной лодки «Акула». Они фактически были спроектированы еще в период Русско-японской войны. На этих однокорпусных ПЛ в качестве двигателей надводного хода впервые в мире были установлены не бензиновые двигатели, а дизели. Установка дизелей была качественным скачком в развитии энергетических установок ПЛ. Балтийский судостроительный и механический завод вслед за выпуском ПЛ издает их описания. В этих книгах материал структурирован однотипно: начиная с истории постройки, описания всех важнейших мореходных качеств и технических элементов (вентиляция, аккумуляторные батареи, якорное и рулевое устройство, минные аппараты, перископы), двигателей и электромотора гребного винта, и заканчивая «Инструкцией при плавании».


Подводная лодка «Протектор» / пер. лейт. Зеленой 2-й ; Воен.-мор. учен. отд. Гл. Мор. Штаба. – СПб. : Тип. Мор. м-ва, 1905. – 36 с. : фот.

Русско-японская война 1904-1905 гг. обусловила появление в составе Русского флота большого числа иностранных подводных лодок, в основном американских конструкций. В апреле 1904 г. у американской фирмы С. Лэка была приобретена ПЛ "Protector", переименованная в "Осетр", и заказано еще 5 однотипных лодок. Лодки строились на верфи "Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company" и доставлялись в Либаву в разобранном виде, там же на территории военного порта были построены временные мастерские. Книга представляет собой перевод статьи лейтенанта Северо-Американского флота Дж. Халлигана. В ней рассказано о боевом значении подводного судна, предыстории создания лодки «Протектор». Приведены тактико-технические элементы ПЛ, характеристики скорости, радиуса действия, погружения, обитаемости. Издание снабжено большим количеством фотографий ПЛ «Протектор»: на этапе строительства, перед спуском и во время первых погружений, фотографии внутренних помещений и отдельных частей лодки.


Подводная лодка типа Голланд №7Р / сост. лейт. Нордштейн ; черт. лейт. Якубовского. – Либава : Типолитогр. «Либавский Вестник», 1908. – 46 с., 10 л. черт.

Описание подводной лодки данного типа предназначалось для слушателей Учебного отряда подводного плавания. В издании идет речь об устройстве и действии системы погружения и всплытия лодки и ее главных механизмах. При составлении описания почти все данные взяты автором из спецификации лодок Голланда № 7Р лейтенанта Ризнича.


Подводный флот. – Петроград : Тип. «Грамотность», 1915. – 24 с. : ил. – (Война и жизнь ; вып. 4).

В книге приводятся сведения об устройстве подводных лодок, конструктивных особенностях, позволяющих удерживать судно под водой, о вооружении. Особое внимание уделяется описанию боевых действий подводных лодок во время Первой мировой войны; рассматриваются вопросы о преимуществах и недостатках ПЛ.


Ризнич, И. Подводная лодка Голланда типа №7Р / И. Ризнич ; Правление Нев. судостроит. и механ. з-да. – СПб. : Типолитогр. «Надежда», 1906. – 68 с. : ил., схемы.

10 мая 1904 г. состоялась закладка 5 подводных лодок. Описание подводной лодки Голланда типа № 7Р сделано лейтенантом Ризничем, отвечающим в России за введение данных подводных лодок в строй. В данном издании приведен подробный сравнительный анализ лодок Fulton (типа Голланда) и Protector (типа Лэка). Автор считает, что лодка Protector – лучший тип подводной лодки специального назначения, в то время как лодка Fulton типа Голланда – лучший тип подводного миноносца. Анализируя табели испытаний этих типов ПЛ, преимущество отдается лодкам Голланда. Преимущества лодки этого типа перед другими – это сравнительно большой ход, быстрота погружения, сравнительная мореходность лодок, обдуманность деталей. Корпус подводной лодки Голланда напоминает форму быстро плавающих рыб, он отличается утолщенной носовой частью и узкими обводами хвостообразной кормовой части.


Саговский, Е. Русский подводный флот / Е. Саговский. – Харьков : Тип. «Мирный труд», 1910. – 57 с.

Автор критически настроен на развитие подводного флота в России, негодуя, главным образом, на метания в разные стороны при его создании: 1) выработка своего «русского» типа подводных лодок; 2) выписывание из Америки “Protector” и “Fulton” (лодки диаметрально противоположных типов); 3) строительство в Либаве своих «Протекторов», а на Невском заводе – своих «Фултонов»; 4) приобретение 17-тонной чисто электрической ПЛ, то есть абсолютно негодной для самостоятельных операций. Много внимания Е. Саговский уделяет практической неосведомленности в судостроении, в результате которой «корпуса ПЛ и без того не очень прочно рассчитанные, оказались плохо склепанными и прочеканенными, что, недопустимое вообще на судах, являлось для подводных лодок уже прямо угрожающим». Учитывая горький опыт поражения русского флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг. и резюмируя свой труд, автор приходит к заключению, что «пока русский подводный флот представляет, в боевом смысле, такую же фантасмагорию, как и его надводный собрат, частью попавший к японцам, а в большинстве покоящийся в тех водах Дальнего Востока, для утверждения нашего господства над которыми, ведь, его и созидали».


Современные подводные лодки Голланда : очерк (с 27 рис. в тексте). – СПб. : Тип. А. Бенке, 1912. – 7 с. : ил., схемы. – (Издание журнала «Теплоход»).

Подводные лодки Голланда хорошо известны как в Америке, так и в Европе. Строились такие лодки и в России на Невском судостроительном заводе: подводные лодки «Кит», «Нарвал», «Кашалот». В данном издании описываются лодки Голланда водоизмещением 390 и 650 тонн. Приведены сравнительные ТТЭ, а также схемы и фотографии внутренних помещений этих лодок: минное отделение, центральный пост управления лодкой под рубкой, окуляр и привод для вращения командирского перископа, штурвал горизонтальных рулей и два глубомера, машинное отделение и т.д.

 

Поиск по сайту

Задать вопрос библиографу


Связь с администрацией сайта

- по общим вопросам: navallib_db@mil.ru
- по техническим вопросам webmaster@cnlib.ru